А сейчас будет очередная легенда.
В этот раз это не досужий домысел, а исторически подтвержденная быль.
Про домашнюю тиранию, отцовскую любовь и искупление.
В Черногории, где-то между Пржно и Свети Стефаном, над Адриатической магистралью стоит монастырь Прасквица (Praskvica) посвященный Святому Николаю. (Безотносительно темы легенды: термин «прасквица» в переводе со старо-сербского персиковый. Именно такой вкус имеет освящённый источник, возле которого и был построен монастырь. По легенде. Попробовав там воду скажу честно - свежая, вкусная, но не персиковая).
Итак история. Упрежу - моя история, это история, которую я услышала тут. И она немного, но отличается от историй, что я читала в интернете.
19 век. Российская империя.
Офицер российской царской армии Егор Строганов.
Семья благородная, но бедная. Из богатств – красавица дочь на выданье, Елизавета.
Жена Егора, мать Елизаветы, находит ей богатого жениха. Жених был богат, но не так чтоб благородных кровей.
Одним словом, добрая маменька предложила семье мезальянс.
Красоту и благородство дочери в обмен на деньги ее потенциального супруга.
Супруг слыл в мужских кругах ходоком и изувером. Егор Строганов был не в восторге от такой партии. И попытался мягко брак не допустить.
На что маменька резонно сказала – ну, раз ты такой нежный, зарабатывай сам, чай за нашим Лизком очереди не стоят, без приданного ее взять то.
И отец заткнулся. Елизавета пошла под венец.
Не прошло и года, как Елизавета в один из вечеров прибежала в родительский дом едва ли не босая, избитая в кровь мужем-тираном.
Егор, как офицер и как любящий отец, не выдержал такого обращения с дочерью и, то ли вызвал зятя на дуэль (что маловероятно), то ли пошел ему дать в морду без экивоков (склоняюсь в пользу этой версии), но только в результате сабельного семейного махача батенька остался без руки.
Отец, либо, не пережив такого горя, либо, устав от жены, которая беспрестанно зудела на счет безденежья и распекала глупой схваткой с зятем, осерчал лихо, и, по старой русской традиции, ушел странником за горизонт.
Сами разбирайтесь и с зятем - членовредителем и с нуждой.
Скажу честно, так себе подвиг, прости Господи.
Дочь, поняв что жизни не будет, повторила подвиг отца – ушла в ночь, ожиданий полон дом… и далее по тексту.
«А при чем тут Черногория?» спросите меня вы.
«А вот при чем» отвечу я, продолжив.
Егор Строганов именно в монастыре Прасквица нашел себе приют.
В качестве послушания ему назначили строительство лестницы от монастыря к морю. Своеобразная епитимья, прямо скажем, поручить строительство однорукому…
Но он строил. Мастерил крутую лестницу по обрыву.
Помимо данного послушания взяв еще обед молчания.
Спустя какое-то время в монастыре появился еще один послушник.
Молодой. Резвый и исполнительный.
Елисей. С очень красивым голосом. Его сразу определили в хор.
Помимо хора Елисей сам предложил не только убираться в храме, но и помогать Егору создавать его лестницу.
И так тщательно и качественно этот молодой послушник выполнял все поручения, что ему предложили рукоположиться в дьяконы. Но на удивление послушник категорически отказался. Настоятель даже подумал, а не дурачок ли послушник.
И на том история могла бы и закончиться. Если бы однажды уже не молодой послушник не заболел. Да так, что слег в незабытье. Ему вызвали доктора для осмотра.
Каково же было изумление на грани шока всей братии монастыря, когда доктор им сообщил, что их брат Елисей на самом то деле сестра.
Как вы догадались, не велика интрига – это была Елизавета Строганова собственной персоной.
С одра она уже не встала, умерев в объятиях отца.
История умалчивает, знал ли все это время отец, что послушник на самом деле его дочь (и тогда вопрос с его монастырским послушанием достаточно спорен), а если не знал, то что это за отец, скажите мне на милость.
Дальше свою лестницу отец достраивал сам.
Егор умер по старости, его отпели, похоронили на монастырском кладбище, рядом с могилой дочери.
А лестницу назвали Егоровой.
Возле лестницы стоит памятный камень, на котором написано, что данная лестница изготовлена своими руками монахом из России - Егором Строгановым, затратил он на строительство 10 лет…
P.s. Что бы найти табличку и начало дороги ехать надо не к Прасквице, а ко второму монастырю, Рустово, что выше, начинается дорога Егорова рядом с источником и памятником коммунистическим воинам.
Почему-то нигде этого не написано. И я, не найдя памятный камень восле Прасквицы, расстроилась. Но какое-то наитие заставило меня выйти по дороге к Рустово именно рядом с началом Егоровой дороги.
А значит я просто должна была вам об этом рассказать!
Что, собственно, и сделала:)